Выбранные нами методики направлены на сохранение оптимального баланса между интеллектуальным и эмоциональным развитием, а также помогают физическому развитию и взрослению ребенка.
Предоставляя возможность Вашему ребёнку заниматься по безопасным и эффективным методикам, Вы обеспечиваете его всестороннее развитие, формирование его умственных способностей и творческой активности.
Существуют программы, которые делают упор лишь на образовательных моментах, существуют методики с упором на психологические аспекты, но есть также и комбинированные, целью которых является и отработка вопросов, связанных с развитием интеллектуальных способностей и формирование личности ребёнка в целом.
Мы используем интегрированный подход к обучению и развитию, задействуя весьма востребованные сегодня методики, которые позволяют сделать процесс обучения и развития намного более эффективным и успешным для детей, а также не допустить подавленного эмоционального состояния у ребёнка в связи с множеством новой информации.
Наша работа направлена на всестороннее и гармоничное развитие ребенка, поэтому мы отобрали все самое лучшее из передовых воспитательных методик. При создании нашей программы использовались источники, в которые входят как классические концепции детских методик, так и новаторские: Монтессори,Глен Доман, Никитины, Ф. Фребель, Запорожец, Житко, Данилова, Жукова, Кузнецова и многие другие. В составленной программе удачно сочетаются лучшие наработки современных программ и методик с авторскими предложениями наших педагогов.
Для малышей, на комплексных развивающих занятиях, мы используем концепцию Монтессори. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.
Хорошо зарекомендовала себя система Глена Домана
Суть методики - усвоение информации с помощью карточек, что способствует концентрации внимания. Доман считал, что наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит с рождения и до 3х лет, и в этом промежутке просто необходимо начинать тренировать умственные способности и интеллект. Зрительное познание мира – основное для ребенка и нужно делать акцент именно на нем с помощью специальных тематических карточек.
Методика Никитиных
Методика Никитиных построена на убеждении, что у каждого ребенка уже с детства есть колоссальные способности к любой деятельности, и главное - успеть реализовать их. В противном случае способности угаснут. По мнению авторов, лучше развиты способности и навыки у малышей, которые тренировались практически с рождения. Борис Никитин - основоположник идеи, подразумевающей, что обязанностью каждого из родителей является создание правильной развивающей среды и «опережающих» условий для детей. То есть пространство, в котором они постоянно находятся, должно быть наполнено пособиями и играми, способствующими развитию творчества и интеллекта, а также снарядами для физических упражнений. Методика уделяет особое внимание двигательной гимнастике, правильному физическому развитию, предоставлению свободы, чтобы дать возможность в полной мере познать окружающий мир. Такой способ поможет малышу занять активную позицию в жизни.
Методика Даниловой
Елена Данилова рекомендует родителям не ставить перед собой цели воспитать из обычного ребенка человека-гения. Не стоит, по ее мнению, преследовать конкретный результат, поскольку именно он может слишком перегрузить малыша. Демонстрация первых успешных результатов собственного чада на публику способна и вовсе испортить формирующийся и шаткий характер ребенка.
Модные веяния в процессах обучения будут всегда, но за ними не следует гоняться, так как психика ребенка не успевает быстро перестраиваться под них. Относительно ее методики раннего развития детей, с малышом нужно заниматься ровно столько, сколько позволяет его настроение и время родителей. Если ребенок пребывает в плохом настроении или самочувствии, то обучающий процесс стоит немного отложить, поскольку он не будет результативным.
Елена разработала огромное количество развивающих и занятных игровых предметов. Все ее приспособления изготовлены из оригинальных материалов, к примеру, это ворсистые и гладкие ткани. Игрушки содержат отличительные наполнители: волокно, мелкую крошку, крупу. Для монтажа игровых составляющих на различные предметы Данилова выбрала липучки. Проводя время с такими игрушками, дети развивают мелкую моторику, улучшают ощущения, усиливают восприятия. Данные функции очень важны в общем процессе развития ребенка. Стоит уточнить, что обязательной составляющей таких игрушек считается их звучание: шуршание, звон. Помимо этого, к каждому комплекту развивающих игр специалист предусмотрела специальную методику игры на определенный возраст ребенка.
Развивающая методика Дьенеша
Педагоги уверены, что методика Дьенеша – это работа над развитием визуальной составляющей детского восприятия. Она заключается в ознакомлении с предметами разнообразных цветов и форм. Набор предметов отображает разнообразные окружающие условия, а перечень заданий поспособствует сближению родителей с крохами.
Игровая работа с кубиками по этой методике развития детей поможет улучшить память, мышление, а также концентрацию внимания у ребенка. Система блоков включает 48 фигур, которые можно разграничить по цвету, форме, толщине, а также размерам. В коллекции невозможно встретить вторую такую же фигуру, поскольку каждая из них имеет какое-то определенное отличие. Не стоит навязчиво заставлять ребенка заниматься с кубиками, поскольку все должно быть в удовольствие.
В группах старших дошкольников
Мы делаем основной акцент на методике Н.С. Жуковой "Обучение детей чтению"
Она основана на классическом подходе к обучению чтению на русском языке, и дополнена уникальными решениями. Нужно отметить, что выделение слога из речи психологически проще и просит меньше аналитических усилий, чем выделение отдельного звука. Конкретно на этом принципе и построена методика Жуковой - ваш ребенок начнет читать слоги уже с 3-го занятия.
Так же на занятиях мы используем методику И.В. Житко «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста». В рамках этой методики, работа направлена на активацию логического мышления, развитие общей эрудиции.Методика отражает примеры проведения традиционных и новых игровых форм организации образовательного процесса с применением иллюстрированных пособий и раздаточного материала для самостоятельного выполнения ребёнком творческих заданий, что обогащает детей яркими эстетическими впечатлениями, снимает стресс перед новым знанием. Методика способствует развитию у детей воображения, дивергентного мышления, способности кодирования и декодирования информации, формированию элементарных навыков самостоятельной учебной деятельности, а также комфортному эмоциональному состоянию, уверенности в своих действиях.
В программу занятий включены занятия по рисованию, аппликации и техники оригами из бумаги, будет использовано музыкальное сопровождения некоторых моментов занятий.
Арт - терапия
Арт-терапия более направлена на сам процесс творения, чем на конечный результат. На таких занятиях задается наиболее важная для участников тема, и вся работа строится в соответствии с ней. Это не только изобразительное творчество, это и обсуждение чувств, переживаний, его истинных потребностей, помощь в нахождении ресурсов для самостоятельного решения своих проблем. Это как путь к себе!
Занятия рекомендуются для всех, кто хотел бы научиться думать самостоятельно, креативно и гибко подходить к решению жизненных задач, раскрепоститься и зарядиться позитивной энергией
Методы арт терапии:
- Собственно изобразительное творчество (автопортреты, коллажи, рисование руками, на влажной бумаге и т.д.)
- Стимульное рисование через использование готовых образов
- Диагностирование рисунка
- Цветомедитация (использование текстов на фоне цвета)
- Релаксация (использование мондал, гармонизирующей музыки, ароматерапии)
- Музыкальная терапия
- Работа с глиной, пластилином
Музыкотерапия
Лёгкая спокойная музыка во времяразвивающих занятий или коррекционной работы логопеда, успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. На логопедических занятиях можно использовать следующие приёмы музыкотерапии:
-Прослушивание музыкальных произведений, например во время штриховки или рисования на уроке.
-Ритмические движения под музыку.
-Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.
-Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
Музыкотерапевтическое направление работы способствует:
-Улучшению общего состояния детей
-Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
-Стимуляции речевой функции
-Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).
Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии - создание положительного эмоционального фона:
- снятие фактора тревожности
- стимуляция двигательных функций
- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей
- растормаживание речевой функции
- развитие чувства ритма, темпа, времени
- развитие мыслительных способностей и фантазии
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков
Логоритмика
Это современная логопедическая технология, которая представляет собой комплекс музыкально-речевых, речедвигательных и музыкально-двигательных упражнений.
В результате занятий дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, выразительно двигаться, развивать творческие способности. У них развивается выносливость, сила, ловкость, чувство равновесия. Также происходит тренировка и укрепление мышц, формируется красивая осанка.
Логоритимика помогает успокаивать активных детей и подбодряет медлительных.
Логопедический массаж
Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения. В целом массаж применяется в работе логопеда дефектолога во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Благодаря нормализации мышечного тонуса, происходит не только формирование нормативного произнесения звуков, уходит лишнее слюнотечение, но и вызываются новые звуки, слоги и слова. Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Использование логопедического массажа в коррекционной работе дает поразительно высокие результаты!
Логопедическое тейпирование
Телесноориентированные техники
Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических свойств. Существует ряд эффективных методик:
Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Их можно делать как в положении стоя, так и сидя.
Упражнения, направленные на релаксацию. С их помощью можно расслабиться, вспомнить какие-то события и ощущения.
Растяжка—это комплекс упражнений, связанный с напряжением и расслаблением различных частей тела. Очень хорошо их использовать при гипотонусе и гипертонусе мышц.
Биоэнергопластика. Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Он синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.
Пальчиковая гимнастика
Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению.
Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем.
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве
Основные движения, благодаря которым можно научиться хорошо ориентироваться в пространстве, являются бег и ходьба.
Песочная терапия
Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Она помогает совершенствовать умения и навыки практического общения с использованием вербальных и невербальных средств. В процессе занятий раскрывается индивидуальность, разрешаются психологические затруднения. Кроме того, песочная терапия развивает образное мышление, связную речь, познавательные функции, обогащает словарный запас.
Игры с песком используются как при индивидуальной работе, так и в группах.
Условно можно выделить три вида занятий:
Обучающие. Они развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, помогают в обучении ряда навыков (счета, письма, чтения).
Проективные. Способствуют развитию фантазии и творческого начала.
Познавательные. Учат многообразию окружающего мира.
Чтобы организовать процесс необходимо несколько вещей:
чистый, просеянный песок (не слишком мелкий, и не слишком крупный);
песочница (водонепроницаемый деревянный ящик);
миниатюрные фигурки (люди, животные, растения, транспорт, природный материал и многие другие);
вода.
Варианты игр:
создание отпечатков кулачков, ладоней;
поочередное сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
скольжение ладонями по песку (круговые, зигзагообразные движения);
рисование всевозможных узоров на поверхности песка;
закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения спрятанного.
Преимущества метода:
работа с природным материалом, обладающим собственной положительной энергетикой;
активизация чувствительных нервных окончаний на кончиках пальцев;
снятие мышечного, психоэмоционального напряжения ребенка;
совершенствование зрительно-пространственной ориентировки;
развитие моторики рук.
Мнемотехника
Среди современных логопедических технологий и методик очень популярна мнемотехника. Это совокупность приемов и правил, которые облегчают процесс запоминания информации. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки. В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, малыш с легкостью воспроизводит стих, загадку или скороговорку.
Используя мнемотехнику можно добиться развития слухового и зрительного внимания, памяти, ассоциативного мышления, связной речи. Кроме того, ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, происходит расширение словарного запаса,появление интереса к заучиванию стихов, придумыванию историй,увеличение знаний об окружающем мире.
Сказкотерапия
Методика заключается в использовании сказочной формы для речевого развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь.В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.
Перечень коррекционных задач сказкотерапии:
взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
эффективная игровая мотивация детской речи;
усовершенствование звуковой речи;
усовершенствование лексико-грамматических языковых средств;
создание коммуникативной направленности всех детских высказываний.
Методы сказкотерапии: рисование сказок;создание кукол;рассказывание и сочинительство.
Парадоксальная гимнастики А.Н. Стрельниковой
Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох - пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка согнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот.
Изотерапия
Занятия изотерапией помогают личности само выражаться и реализовываться в творчестве. Цель методики – это развитие связной речи, артикуляционного аппарата и мелкой моторики.
Есть несколько вариантов занятий: рисование на манной крупе, пальцевая живопись, кляксография, цветотерапия
Цветотерапия
Это современная логопедическая технология, предназначенная для коррекции речевых и психологических нарушений. Ученые уже давно доказали, что цвета влияют на эмоциональное, интеллектуальное и психологическое состояние людей.
Цветотерапия для коррекции речевых нарушений
Педагог строит работу следующим образом:
дети берут игрушки и предметы определенных цветов, выполняют с ними разные действия и моделируют ситуации;
обговаривают проделанную работу с многократным повторением нужных звуков.
Результаты цветотерапии:
осознавание особых цветовых пристрастий;
повышение чувствительности и восприимчивости;
расширение и углубление восприятия цветовой гаммы;
расширение возможностей управления эмоционально-волевыми процессами;
возрастание интереса к познавательной деятельности.
Метод Су - Джок , применяется в логопедии
Это последнее достижение восточной медицины.
В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок - стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кисти и стопы проявляется удивительное подобие строению человеческого тела. В теле человека можно выделить туловище и пять выступающих частей - голову с шеей и четыре конечности. Посмотрев на свою кисть, мы видим, что кисть тоже состоит из ладони и пяти выступающих частей - пальцев.
Большой палец, состоящий из двух фаланг, напоминает голову и шею. Каждая из четырёх конечностей тела состоит из трех частей. В руке выделяют плечо, предплечье и кисть; в ноге - бедро, голень и стопу. Каждый из четырёх пальцев кисти, со второго по пятый, состоит из трёх фаланг. Эти и другие признаки подобия подтверждают, что большой палец соотносится с головой, второй и пятый - с руками, а третий и четвёртый - с ногами. Среди всех частей тела стопа наиболее подобна кисти и находится на втором месте по степени подобия телу. Подобие является свидетельством глубоких внутренних связей, существующих между телом, кистью и стопой, и объясняет те большие возможности Су Джок терапии.
С помощью специальных массажеров шариков («ежиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм. Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность.
Цели методики:
-нормализовать мышечный тонус;
-опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому Су Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.